Курилы (с форума "Россия и заграница на www.russ.ru)


[Форум Rossia.org] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Oleg 19:35:57 06/03/1999:

Прочитал статью и решил запостить суда 
 
Автор сообщения: Владимир Несамарский 
Оригинальный текст: 
 
Примечание от переводчика 
 
На днях произошло событие сенсационное — консервативный японский газетный концерн Асахи Симбун опубликовал большую статью, ставящую под сомнение японские претензии на Южные Курилы. Хотя автор статьи профессор Грегори Кларк- не японец, а британский подданный, он тем не менее в известной степени член японского истеблишмента как президент крупного токийского Университета Тама. Напомню, что жесткая и безапелляционная пропагандистская машина Японии за четыре десятилетия вдолбила в головы практически всех японцев совершенно стереотипное представление о проблеме Южных Курил, просто неприлично говорить и думать противное, так что даже намек на то, что все не совсем так, был бы сенсацией, а уж появление большой разоблачительной статьи и вовсе удивительно. Полагаю, что всем русским читателям также интересно будет ознакомиться со статьей Грегори Кларка. Петит в тексте мой. 
В.З.М. 
 
(c) Асахи Симбун, Хэйсэй 11/3/3; Japan Times, March 3, 1999 
 
Грегори Кларк 
СЕВЕРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ: ЕЩЕ ОДНА "ПРОБЛЕМА 2000" ДЛЯ ЯПОНИИ 
 
Уж более 40 лет, как установился ритуал. Каждое новое японское правительство твердо заявляет, что оно-то разрешит назревший территориальный спор с Москвой раз и навсегда. Делегации и премьер-министры отправляются в Москву. А воз и ныне там. 
Нынешнее правительство премьер-министра Кэйдзо Обути не является исключением. Оно унаследовало пресловутое обещание русского президента Бориса Ельцина бывшему премьер-министру Рютаро Хасимото разрешить спор к 2000 году. Сегодня, похоже, Япония получила еще одну "проблему 2000": даже Ельцин и обещал это, он имел в виду совсем не то, что его японские партнеры. Так что не будет никакого решения так называемой проблеме Северных территорий и, следовательно, не будет официального мирного договора, подводящего черту под давней войной с Советским Союзом. 
Чтобы понять, как Токио умудрился влипнуть в такие неприятности, надо знать предысторию проблемы. На ялтинской конференции в январе 1945 года, в обмен на советское обещание вступить в войну с Японией, Соединенные Штаты обещали Москве, что она сможет вернуть свои бывшие территории, ушедшие ранее в японские руки. Это обещание включало Курильский архипелаг, южное окончание которого состоит из трех больших островов: Итуруп, Кунашир и Шикотан (это-то и зовется нынче в Японии Северными территориями), — плюс группу маленьких островков, расположенную близ самого Хоккайдо, и известную под названием Хабомаи. 
В августе-сентябре 1945 года Советы с одобрения США оккупировали все Курилы, и в 1946 году Оккупационная Администрация США объявила японскому правительству, что вся цепь Курил, включая Хабомаи, исключена из территории Японии. 
В 1951 году Япония начала мирные переговоры со США и их союзниками. Москва участвовала первое время, но затем вышла из переговоров под предлогом разногласий относительно действий США в холодной войне. Несмотря на это окончательный текст Сан-Францисского мирного договора устанавливает совершенно однозначно, что Япония "отказывается от всех прав, претензий и притязаний на Курильские острова".  
В это время ведущий переговоры с японской стороны премьер-министр Сигеру Йосида публично заявил, что Япония недовольна такой формулировкой, особенно в отношении южной части островов. В административном отношении Хабомаи и Шикотан под японским управлением всегда относились к Хоккайдо, а не к Курилам. Что касается Итурупа и Кунашира, то историческая судьба этих двух островов отличается от судьбы остальных Курил, права России на которые были признаны Японией еще в 1855 году. 
Тем не менее Йосида подписал договор. Все, чего ему удалось добиться от американцев, представленных ярым антикоммунистом госсекретарем Джоном Фостером Даллесом, было заявление, что если уж Япония питает столь сильные чувства к Хабомаи, она может попытаться обратиться Международный суд. Относительно японских претензий на остальные острова — ответом было очень громкое молчание. 
В 1955 году Япония начала попытки заключить отдельный мирный договор с Москвой. Япония понимала слабость своей позиции относительно островов. Но она надеялась, что есть возможность получить хоть какие-то уступки относительно Хабомаи и Шикотана и добиться того, чтобы США, Франция и Британия признали, что хоть эти острова не относятся к Курилам , от которых Япония отказалась в 1951 году.  
К удивлению Токио Советы согласились с таким требованием: они хотели остановить Токио от сближения со США. Но консерваторы в МИД'е, боясь любого японо-советского примирения, немедленно вмешались и включили Итуруп и Кунашир в перечень территориальных претензий. Москва сказала "нет", и консерваторы успокоились. 
Тем не менее в 1956 году премьер-министр Итиро Хатояма решил попытаться вырваться из тупика и послал своего консервативного министра иностранных дел Мамору Сигэмицу в Москву с полномочиями вести мирные переговоры.  
Сигэмицу начал со стандартных уже японских требований Итурупа и Кунашира, — - получил немедленно отказ. Однако Советы вновь предложили вернуть Шикотан и Хабомаи при условии, что что будет подписан мирный договор. Сигэмицу решил принять это предложение. Однако когда новости о возможном соглашении просочились наружу, токийские антикоммунистические консерваторы вновь приступили к решительным действиям. 
Сигэмицу был отозван и на пути домой был "перехвачен" все тем же Джоном Фостером Даллесом, который всего за пять лет до того заставил японцев отказаться от Курильских островов, включая большую часть того, что ныне зовется Северными территориями. Даллес предупредил, что, если Япония перестанет претендовать на все Северные территории, США не станет возвращать японцам Окинаву. Токио тут же разорвал переговоры с Москвой. 
Ученые немало спорили о том, как же это Даллес умудрился сделать такой поворот на 180 градусов. Одна из теорий утверждает, что в 1951 году США знали, что если они не станут соблюдать ялтинские соглашения по Курилам, Москва может перестать соблюдать ялтинские соглашения по Австрии — проблема эта практически исчезла к 1956. Еще одна интересная теория, выдвинутая профессором Кимитадой Мива из Университета Софии в Токио утверждает, что американская позиция 1951 года была результатом сделки с Советами, закрепившей решением Совета безопасности ООН Микронезию за США тремя годами ранее.  
И, наконец, есть такая теория, что коварный Даллес все обдумал и спланировал заранее. Его намерением с самого начала было заставить Японию отказаться от Курил в 1951 году и, зная, что японцы станут позднее пытаться вернуть острова, включить в мирный договор статью, позволяющую США обратить в сцою пользу любую уступку, которые японцы могли бы в будущем сделать русским. Короче говоря, если Япония позволяет Советам удержать хоть часть Курил, США удерживают Окинаву. 
Сегодняшняя японская позиция полностью игнорирует все описанные выше тонкости. Она попросту утверждает, что Северные территории есть исконные японские земли ("кою но рёдо") и как таковые должны быть возвращены. В том же, что касается Сан-Францисского договора, Токио выдвигает два крайне спорных аргумента. Первый заключается в том, так как в договоре не сказано, кто именно должен получить те самые Курилы, от которых Япония отказалась, то на них может претендовать кто угодно, в том числе и сама Япония. Другой аргумент — что Северные территории не относятся к тем Курилам, от которых Япония отказалась, да и не могут относиться, будучи опять же "исконными японскими землями". 
С последним аргументом, однако, не все в порядке. Если бы Япония в самом деле не отказывалась от Северных территорий в 1951, то почему бы это Йосида заявлял всему миру в 1951, что он-де огорчен потерею Северных территорий? По возвращении из Сан-Франциско он предстал перед парламентом и получил запрос, включает ли термин "Курильские острова", использованный в Сан-Францисском договоре, Итуруп и Кунашир. Управление по договорам министерства иностранных дел, отвечая официально на этот запрос по поручению премьер-министра, ответило парламенту 19 октября 1951: "к сожалению, да, включает". 
В течение последующих лет официальные представители МИД'а комментировали этот ключевой момент так: что ответ парламенту 19 октября был: а) неправильно понят, б) устарел, и, наконец, в) был "кокунай муки", то есть "для внутреннего употребления", — иначе говоря, иностранцам вроде меня не следует совать свой нос в такие дела. 
Официальные представители МИД'а также любят указывать энергичную поддержку со стороны США, которые, начиная с 1956 года официально утверждают, что таки-да — Итуруп и Кунашир определенно не относятся к территориям, от которых Япония отказалась в Сан-Франциско. Ясно, что США, говорящие прямо противоположное тому, что они же говорили в 1951, попросту применяют маленькую уловку в стиле холодной войны, чтобы держать Токио и Москву на ножах, — но такое предположение вежливо игнорируется. 
Но не только США любят поиграться в Макиавелли. В 1951 году Британия сыграла важную роль в том, чтобы заставить Японию отказаться от Курил, и британское посольство в Токио имеет в своих архивах доклад от 1955 года, где неожиданное требование японцами Итурупа и Кунашира названо "странным и наивным". Сегодня же Британия поддерживает то же самое требование как совершенно разумное. Австралия, которая в 1951 году предпринимала усилия для того, чтобы предотвратить какие либо уступки Йосиде по территориальным вопросам (из опасения, что послевоенная Япония использует любую неопределенность с границами в качестве предлога для милитаризации) сегодня также безоговорочно поддерживает японскую позицию. 
Короче говоря, то, что началось как мероприятие по наказанию Японию за агрессию времен войны превратилось в успешнейшую операцию холодной войны по удержанию Японии в лагере Запада. 
Автор, однако, не предлагает полностью отбросить японскую позицию. Если бы Токио сослался бы на ту неохоту, с какой Йосида отказывался от Курил, и особенно от южной их части в Сан-Франциско и представил бы некие секретные документы, демонстрирующие, чем именно США принудили его сдаться, — это составило бы хорошую юридическую базу для того, чтобы добиваться пересмотра этой части мирного соглашения. 
Но сегодня Япония находится в ловушке собственных заявлений о том, что она якобы никогда не отказывалась от Северных территорий, так что не смеет более сказать правду о том, что же именно произошло в 1951 году. Для нее легче валить все на бывший Советский Союз, чем на США. Она тщетно настаивает на возврате Москвою этих "исконных земель", не понимая, что перед лицом именно такого требования Москва не может уступить, даже если бы и хотела, — из боязни создать прецедент, который позволит другим ее соседям предъявить права на бывшие "исконные земли".  
Предложение Хасимото, что Москва может контролировать территории еще несколько лет при условии, что она признает японский над ними суверенитет, показывает, насколько неадекватно в Токио воспринимают как законы международной дипломатии, так и русский менталитет. 
Тем временем большинство японцев, даже образованных, совершенно забыли, что именно случилось тогда, в 50-е годы, и пребывают в убеждении, что требования Токио абсолютно законны. Правительство понуждают продолжать переговоры в жестком ключе и игнорировать регулярные намеки Москвы, что она все еще готова вернуть Шикотан и Хабомаи. Такой спор обречен на вечное продление. А Джон Фостер Даллес хихикает себе в гробу. 
 
 
Интересует ваше мнение


Ответы и комментарии:


[Форум Rossia.org] [Начало] [Написать ответ]