Битва за Курск


[Форум Rossia.org] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Sarmat 10:14:09 16/08/2000:

 
Битва за «Курск»
 
 
 
     Вчера весь мир с напряжением следил за операцией по спасению экипажа подводного крейсера «Курск».
 
 
     Последний год двадцатого века — века подводного плавания — ознаменован печальным рекордом. Еще никогда под водой не находилось сразу столько моряков, терпящих бедствие, — сто семнадцать человек. Имя новой беды — атомный ракетный подводный крейсер «Курск»... Место трагедии — Баренцево море, 69 градусов 40Х северной широты, 37 градусов 35Х восточной долготы. Глубина — 107 метров.
 
 
     15 августа. 11.00 «Мы полностью готовы к началу операции по спасению экипажа »Курска", однако ситуацию осложняет начавшийся шторм, — заявил главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов. — Только тяжелый крейсер «Петр Великий» и большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» удерживаются на якорях. Остальные корабли, участвующие в спасательной операции, сорвало с якорей". По словам главкома, имеющиеся в настоящее время данные указывают на то, что остаются лишь две версии затопления АПЛ — взрыв в носовой части и столкновение.
 
 
     Премьер-министр Правительства РФ Михаил Касьянов подписал в понедельник распоряжение о создании комиссии по расследованию причин аварии АПЛ «Курск». Возглавил ее вице-премьер Илья Клебанов, заместителем назначен главком ВМФ Владимир Куроедов. В состав комиссии вошли ведущие специалисты ЦКБ «Рубин» из Санкт-Петербурга, где проектировалась субмарина. О результатах работы комиссии Михаил Касьянов будет докладывать Президенту РФ Владимиру Путину.
 
     Оперативный штаб по оказанию технической помощи подводной лодке «Курск» создан в ЦКБ «Рубин». Генеральный конструктор лодок этого проекта Игорь Баранов находится на месте проведения спасательных работ.
 
     Вчера весь мир с напряжением следил за операцией по спасению экипажа подводного крейсера «Курск»
 
     Как стало известно, вблизи от района проведения учений Северного флота, во время которых была потеряна связь с «Курском», курсировало американское разведывательное судно «Лойал». В Пентагоне заявили, что «нет указаний на то, что какая-либо американская подводная лодка была вовлечена в инцидент». Однако по сообщениям агентства ИТАР-ТАСС из Вашингтона со ссылкой на заявление представителя американской администрации, просившего не называть своего имени, во время происшествия с российской атомной подводной лодкой вблизи от нее находились две подводные лодки ВМС США (!).
 
     Некоторые весьма компетентные эксперты, близкие к военно-морской разведке, высказывают предположение, что столкновение «Курска» могло произойти с новейшей американской АПЛ «Си Вулф» ("Морской волк"). Эта единственная лодка, которую почти не слышат сонары российского ВМФ. В то время сама она является грозным противолодочным кораблем. К тому же ее корпус изготовлен из экспериментальной особопрочной стали, способной выдержать не только почти километровую глубину погружения, но и таранный удар другой АПЛ.
 
 
     По уточненным данным, «Курск» лежит на глубине 107 метров и имеет серьезные повреждения носовой части корпуса и рубки, что делает невозможным эвакуацию через торпедные аппараты и посредством спасательной камеры, которая также, скорее всего, повреждена. Однако эвакуация возможна при помощи спасательного водолазного колокола.
 
 
     Помощник президента США по национальной безопасности Сэмюэл Бергер в телефонном разговоре с секретарем Совета безопасности РФ Сергеем Ивановым предложил любую посильную помощь в спасении экипажа. В частности, ВМС США готовы выделить специальную мини-подлодку для обследования российской АПЛ и эвакуации из нее экипажа. Однако официального обращения о помощи в американское посольство в Москве не поступало.
 
     Россия имеет все необходимые технические средства для оказания помощи лодке, терпящей бедствие. В частности, впервые в мире еще в Советском Союзе были созданы специальные глубоководные аппараты для эвакуации экипажей затонувших субмарин. К сожалению, характер повреждений лодок бывает таков, что становится невозможной стыковка спасательных аппаратов и терпящих бедствие субмарин.
 
 
     Британцы готовы предоставить для операции мини-субмарину LR-5, которая принадлежит одной частной компании, но сейчас находится в составе Королевского флота на арендном договоре. Единственное, что их смущает, так это то, что люки двух подлодок могут не совпасть, как и у американцев.
 
 
     Российские ВМС могут справиться с операцией по спасению подлодки «Курск», потерпевшей аварию в Баренцевом море. Такое мнение высказал начальник судна «Белос», предназначенного для спасения подводных лодок, капитан второго ранга шведских ВМС Фредрик Халльстрем.
 
     Он считает, что есть два способа помочь экипажу. Во-первых, мини-подлодка может «пристыковаться» к люку аварийной субмарины и спасать при каждой «стыковке» по нескольку членов экипажа. У российских ВМС есть подлодки, с помощью которых можно спасать людей с глубины 100 метров, считает шведский капитан.
 
     Для спасения экипажа можно использовать и так называемое «свободное всплытие», когда подводники в водолазных костюмах сами поднимаются на поверхность. Шведские подводники на учениях всплывают с глубины в 150 метров, сказал Халльстрем.
 
 
     15 августа. 11.39. В Главштабе ВМФ России не исключают возможность использования научных аппаратов «Мир» для спасения экипажа подлодки «Курск».
 
 
     Молебен о спасении экипажа потерпевшей аварию в Баренцевом море атомной подлодки «Курск» совершил вчера Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вместе с членами Архиерейского собора. Молебен был отслужен в перерыве между заседаниями, которые проходят в храме Христа Спасителя.
 
     К молитвенному прошению о спасении подводников была присоединена и молитва о их семьях и близких, которые переживают эту трагедию.
 
 
Сергей ПТИЧКИН,
 
с использованием материалов
 
ИТАР-ТАСС
 
 
     На момент подписания номера (в 15.33), по информации министра обороны РФ Игоря Сергеева, как сообщил ИТАР-ТАСС, началась операция по эвакуации экипажа.
 
 
Чрезвычайное происшествие комментируют подводники, за плечами которых огромный морской опыт
 
 
     Бывший Главнокомандующий Военно-Морским Флотом СССР и России Герой Советского Союза Адмирал Флота Владимир ЧЕРНАВИН:
 
 
     — Положение, в котором оказались подводники «Курска», я бы назвал чрезвычайно серьезным, поскольку корабль остался без собственной энергетики.
 
     Возможность столкновения с иностранной подводной лодкой, в частности американской — допускаю. В мою бытность командующего Северным флотом и главкома ВМФ американские атомные подводные лодки довольно часто нарушали наши территориальные воды как раз в тех районах, где и выполнял свои задачи «Курск». Достаточно вспомнить нашумевшую историю с «Батон Руж», которая протаранила российскую подводную лодку «Кострома» у входа в Кольский залив 11 февраля 1992 года.
 
     С начала 60-х годов и до конца 1986-го столкновения американских и советских субмарин случались не столь редко, как хотелось бы. На этот счет есть статистика, которую провел американский эксперт Джошуа Хэндлер из небезызвестного «Гринписа». Он разделил подобные столкновения на две группы: те, которые происходили в нейтральных водах, и те, что случались у берегов СССР. Последняя значительно превалирует над первой. Почему? Эксперт объясняет это тем, что командование ВМС США осуществляло (и осуществляет) тайные операции под кодовым названием «Хоулистон» с целью сбора разведывательной информации о советском (и российском) флоте в районах его базирования. Американские атомарины намеренно заходили в терводы СССР и даже проникали в акватории военных гаваней. Вот почему столь высок процент столкновений именно у наших берегов. Первый инцидент такого рода отмечен еще в 1965 году, когда американский атомоход пробрался в одну из баз Тихоокеанского флота и, маневрируя в стесненных условиях, задел днище советской субмарины типа «Эхо». В списке Хэндлера немало других подобных инцидентов. Их более двадцати.
 
     Последнее на моей памяти — столкновение в прибрежных водах Кольского полуострова российской атомной подводной лодки К-407 с американской подлодкой «Грейлинг» в марте 1993 года.
 
     Меня удивляет то, что почти все центральные газеты дали хронику катастроф нашего флота, но никто не дал хронику столкновений российских и американских подводных лодок в наших полигонах. А она весьма обширна...
 
     Сейчас не столько важно, что произошло, сколько то — есть ли у экипажа шансы на спасение. Каждые прошедшие сутки резко их уменьшают.
 
 
     Во время последней — всем памятной — катастрофы атомной подводной лодки «Комсомолец» капитан 1 ранга Борис КОЛЯДА был старшим на борту. Он пережил чудовищную трагедию своего корабля и сейчас столь же остро принимает к сердцу беду «Курска». Мы связались с ним по телефону:
 
 
     — Борис Григорьевич, что, на ваш взгляд, происходит сейчас в отсеках «Курска»?
 
     — Ребятам сейчас там очень тяжело. Могу себе представить — лодка обесточена, ходят по отсекам только с аварийными аккумуляторными фонарями. Холодно. Температура забортной воды не выше четырех градусов тепла. Связи практически нет. Всплывающая спасательная камера (ВСК) расположена в рубке. Насколько мне известно, затоплены первый и второй отсеки, значит, доступа в рубку к спасательной камере нет. По этой же причине не отдан и носовой аварийный буй. Версия мощного лобового удара при таком характере повреждений весьма вероятна.
 
     — Насколько им хватит воздуха? Британские эксперты сообщили по радио, что подводники могут продержаться только 48 часов...
 
     — Если отсеки сухие, то при наличии обычных РДУ — регенеративных дыхательных установок — они могут продержаться с неделю. Если отсеки подтоплены — меньше... Обычно затопление сопровождается возгораниями электротехники с неизбежным задымлением. С момента аварии уже прошло почти четверо суток. Это снижает шансы...
 
     — Есть сведения, что акустики надводных кораблей в момент аварии «Курска» зафиксировали сильный гидравлический удар. Может ли это быть внутренний взрыв, скажем, водорода в аккумуляторной яме?
 
     — Не думаю, что это водород. Взрывы аккумуляторных батарей не приводили к повреждению прочного корпуса даже на дизельных подлодках, рассчитанных на куда меньшую глубину погружения. Мы тоже ощутили сильный подводный толчок, когда затонул «Комсомолец». Гидравлический удар возник, по-видимому, в момент падения корабля на грунт. «Курск», такая махина в 18 тысяч тонн, не мог совершить «мягкую посадку»... Возможно, даже что-то сорвалось с фундаментов. Во всяком случае аварийная защита реакторов сработала наверняка. Маловероятен и взрыв торпед в носовых аппаратах. Все ракетные пусковые установки на «Курске» за пределами прочного корпуса, поэтому в принципе невозможно то, что произошло на К-219 в 1986 году.
 
     — Могут ли они прибегнуть к методу свободного всплытия?
 
     — Теоретически — да... Но благополучно покинуть корабль на такой глубине можно только при наличии специальных гидрокостюмов с так называемыми «подводными парашютами», которые задерживают весьма опасное резкое всплытие с большой глубины. Но даже при наличии таких костюмов у всех, в чем я весьма сомневаюсь, шансы на спасение резко уменьшаются температурой забортной воды, а она не выше четырех градусов тепла. Ведь прежде, чем открыть спасательный люк, надо затопить отсек до нижнего тубуса люка. А это значит, что в ледяной воде надо провести не один час. Даже в сухом костюме это физиологически невыносимо.
 
     — Можно ли говорить об аналогии с катастрофой «Комсомольца»?
 
     — Только в самом общем плане. Нам удалось всплыть. «Курску» — нет... Значит, аварийные события на нем развивались со скоростью удара, то есть чрезвычайно скоротечно.
 
 
     Председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан 1 ранга Игорь КУРДИН в недавнем прошлом командовал на Северном флоте атомным подводным ракетоносцем стратегического назначения.
 
 
     — Ваше мнение, Игорь Кириллович?
 
     — Моя бывшая подводная лодка как раз и зафиксировала гидравлический удар в точке нахождения «Курска». Ситуация крайне тяжелая. Положение подводников во многом будет облегчено, если удастся подать на затонувший крейсер воздушные шланги. Насколько мне известно, в районе аварии находятся спасательные аппараты АС-34 и АС-36 — каждый из них при нормальной стыковке с прочным корпусом может принять до двадцати подводников. Но для этого, как минимум, должны быть два условия: более-менее спокойная поверхность моря (до 5 баллов) и положение затонувшей лодки на ровном киле, чтобы комингс-площадка находилась в одной плоскости с обрезом нижнего люка спасательного аппарата.
 
     Мы связались с пресс-центром Северного флота, нам ответили, что в районе аварии, кроме крупных надводных боевых кораблей, находятся спасательные суда «Михаил Рудницкий» и «Алтай», которые имеют на борту спасательные аппараты АС-34 и АС-36, а также краны, декомпрессионные камеры, водолазные колоколы. Однако спустить их под воду мешает сейчас волнение моря, которое поднялось до 5 баллов.
 
 
     Священник отец Георгий (Усков), настоятель Казанского собора в селе Горушки, до принятия сана служил командиром минно-торпедной боевой части на одной из атомных подводных лодок Тихоокеанского флота.
 
     Мы позвонили ему:
 
 
     — Денно и нощно молю Господа нашего о спасении экипажа «Курска»! Хорошо представляю себе, в каком кромешном аду находятся сейчас наши моряки. Как важно, чтобы в такие минуты с ними был рядом духовный пастырь, слово которого могло бы спасти от отчаяния обреченные души. Спаси, Господи, люди твоя!.. Святый отче Николае, спаситель и заступник моряков, яви чудо!..
 
 
     Капитан 1 ранга Аркадий ЕПИФАНОВ командовал однотипным подводным крейсером «Смоленск»:
 
 
     — Не могу представить себе ту силу, которая швырнула на грунт столь тяжелый крейсер. Столкновение со скалой исключаю — в полигонах нет таких препятствий. Взрыв водорода в аккумуляторных ямах не может дать такого эффекта. Взрыв торпеды? Исключаю. Нужно очень хорошо постараться, чтобы взорвать торпеду в аппарате. Так же, как и ракету... Остается одно — столкновение...
 
     Затоплено четыре отсека — это значит, что, скорее всего, большая часть экипажа погибла. Отсечены пути к выходу из торпедных аппаратов и всплывающей спасательной камере. В девятом отсеке есть аварийно-спасательный люк. Это последняя надежда. Но в корме, по расчетам моих коллег, может быть не больше пятнадцати человек. Если позволит погода, на комингс-площадку девятого отсека сядет спасательная камера. Но откроется ли люк? После такого удара его может заклинить. И тогда, будем смотреть правде в глаза, спасения нет...
 
 
Николай ЧЕРКАШИН.
 
Москва — Североморск.
 


Ответы и комментарии:


[Форум Rossia.org] [Начало] [Написать ответ]