Особенности национальной ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ и ЭСТРАДЫ 90-х годов XX века И не только


[Форум Rossia.org] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Игорь Пропащий 19:42:36 25/07/2000:

vgtrk_t.jpg

 
Особенности журналистики и эстрады в России. Стоит ли становиться журналистом, если вы — романтик? Проблемы журналистов, а также безвестных талантливых людей. Журналистика, особенно сегодня, более напоминает проституцию, чем «четвертую власть». ОБЕССМЫСЛИВАНИЕ жизни талантливых людей. Абсурдность положения дел в журналистике, на эстраде, да и вообще в жизни, приближается к критической.
 
 
====================================
 
 
Еще в 70-х, 80-х годах, несмотря на все, что тогда было в этой сфере, можно было сказать, что в журналистике и певческо-эстрадной деятельности была своеобразная «зона романтики». Хотя, впрочем, и тогда существовал механизм, подобный обрисованному в старом отечественном фильме «Карнавал» о девушке из провинции, мечтавшей стать актрисой — ограниченность, бездушность и пофигизм экзаменационного жюри запорол ей артистическую карьеру и свел ее будущую жизнь к прозябанию швеей в родном провинциальном городке. Однако даже такого рода случай не идет ни в какое сравнение с тем БЕСПРЕДЕЛОМ, который творится в данных сферах, начиная с 89-91 гг.
 
 
Начнем с эстрады и артистической деятельности. На основе прослушивания многих старых отечественных эстрадных песен 70-х — 80-х гг. складывается особое позитивное впечатление. Исполнители позднесоветской эстрады не имели еще дела с волчьими законами конкуренции и шоу-бизнеса, и у многих из них (даже если и не у всех) получались светлые, одухотворенные песни. У этих певцов не было не зависящей от них необходимости закладывать себя, свою душу, как это происходит сейчас. Вслушайтесь в слова песни «Надежда» Анны Герман: «Здесь у нас туманы и дожди, Здесь у нас холодные рассветы... Снова между нами города... Милые усталые глаза, Синие московские метели...» — и вы, вероятно, получите какое-то представление о динамичной жизни артиста/певца, у которого нет, как и сегодня, лишнего жизненного времени, и который в постоянных разъездах, но который не принужден изменять своим принципам и душе, не обременен заботами по поддержанию соответствия своего имиджа коньюнктуре и моде, может творить, любить (А НЕ ТРАХАТЬСЯ с кем-либо, иногда за какие-то услуги, или просто так, несмотря даже на то, что с кем-то просто ПРОТИВНО), чья жизнь полна романтики, чье мироощущение не выхолощено.
 
 
Следует думать, что и в журналистике, так же, как и в эстрадно-артистической жизни того времени, была похожая доля романтики. И многие будущие журналисты, студенты, например, Журфака МГУ, института телерадиовещания, etc, всматривались в синеву неба над Шаболовкой, над Останкино, мечтая о романтике и наполненной, насыщенной жизни и работе, да и о любви, кстати говоря, тоже (и о ней, между прочим, далеко не в первую очередь). И что же? Они столкнулись с такими же волчьими законами, наступившими в начале 90-х. Все было продано «олигархам» или не знаю кому еще, а те, кто не был продан, развалились на осколочные структуры (подобно ВГТРК, которая сейчас как единая телерадиокомпания не существует, от нее осталось только номинальное начальство с техникой и эфирным временем и логотип, и много осколочных структур типа «РТР-Вести», «Башни» и т.д.) и эффективность их работы при каторжности последней упала почти до нуля. И те, кто ждал романтики, разбились в кровь о безотрадную новь. Чтобы делать дело своей жизни, нужно было продать свою душу. Нужно было изменить своим принципам и даже совести. Нужно было поддаваться коньюнктуре. Нужно было иметь такое же мнение, как и у работодателя в связке с заказчиком. Нужно было рассказывать о чем-либо только так, как приказало начальство, которое, соответственно, приказывало делать так, чтобы было угодно начальству и тем, кто это СМИ курирует. Нужно было работать, уже заранее зная, что результат труда будет совсем не таков, как предполагалось, что он, этот результат, будет искажен, переиначен, и станет служить не совсем тем целям, каким хочется. Потому что иначе не будет идти вообще речи о том, чтобы работать в том или ином СМИ. И это далеко не все, с чем им пришлось столкнуться. Кто знает, где они теперь. И живы ли вообще. А если живы, не тронулись ли от краха жизни умом.
 
 
Работа журналиста уподобилась проституции. Более того, это и есть натуральная проституция. Только вместо тела в ней продают душу. Дъяволу. Продать душу дъяволу в религии с точки зрения концепции есть как раз прЕдать свою душу, отказаться от своего внутреннего мира и саморазвития, от любви, мироощущения, в пользу того, чтобы получить некие жизненные блага более низкого порядка. Такое подробнее описано у Н.В. Гоголя в повести «Портрет». Далее начинается засорение подсознания АГРЕССИЕЙ и медленная, но верная психологически-духовная деградация. Только у Гоголя немного другой случай. Но механизм тот же. Тем, кто не хотел (или не мог) продавать душу, путь в журналистику оказался закрыт.
 
 
Можно также добавить, что уровень образования журналистов очень часто оказывается довольно низким. Они бывают совершенно некомпетентны в тех вопросах, которые освещают.
 
 
Так что никакой такой «свободной прессы» сейчас попросту НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Вся пресса теперь НЕСВОБОДНАЯ. Она говорит то, и только то, что нужно ее владельцам. Существует ТЕНЕВАЯ ЦЕНЗУРА. Все, что невыгодно коньюнктурно-верноподданическим соображениям, на телеканалы не допускается. Снимаются репортажи о чем угодно, о любой безделице, акцентируется внимание на совершенно незначащих вещах, лишь бы ни слова не было сказано о том, о чем действительно следует не просто говорить — а бить в набат. Духовная деградация русских. Опасные негативные изменения в общественном сознании и индивидуальном сознании человека. Беспредел чиновников, отбирающих танки у поисково-реставрационной группы «Экипаж» или выбрасывающих из помещения за какой-либо надобностью уникальные фонды и библиотеки, в то время, как лужковский блюдолиз Церетели строит массивные сооружения (являющиеся, впрочем, неплохими громоотводами), превосходство художественной ценности коих над творениями других безвестных самоучек (в том числе нереализованными по материальным причинам) еще никто не доказал. Положим, о Лужкове и Церетели сказано, и немало, а вот об упомянутых самоучках никто и не пожелает вовсе. Прецедент дает лишь программа «Времечко», хотя и ее степень ангажированности отлична от нуля. Ну, что еще? Та же эстрада. Искусство. Творчество. Снимать хронику о том, кто сегодня помер и где какие проходят спектакли или выставки, уподобляясь какой-то телевизионной театральной афише, мы горазды. А надо снимать о тех, кто, кое-как пытаясь заработать какие-то гроши, не составляющие и процента от стоимости «начального промоушена», пишет стихи, рисует картины, и мечтает об артистическо-певческой карьере. О тех, кто пытается, несмотря на собачью жизнь, что-то творить. Помогать им дебютировать. Дебют — самое гонимое понятие для «шоу-бизнеса». Там не существует такого понятия, как «дебют». Там есть понятие «начальный промоушен» и «стоимость начального промоушена». А телевидению, если оно, не желая из принципа снять интересный репортаж о творчестве неизвестного художника и певца по совместительству, снимает репортажи о всякой муре, грош цена. Если все эти навороченные зеленые «виртуальные студии» и прочая техника предназначаются не для того, чтобы поведать миру о том, какие у нас есть таланты, а показывать холеных богатых певиц, преподносимых как национальная гордость, даже если у них таланта кот наплакал, называя ту «девочку-чукчу» «открытием сезона» (и вообще, зачем нам, простым гражданам, преимущественно рассказывают о жизни богатого сословия? для чего? это их личное дело, нам то от их успехов зарплаты не прибавляется) и воротя нос от не менее значимых несвершившихся «открытий», да еще беспрерывно талдыча про дирол с ксилитом, кефир «Данон» и детские попки в подгузниках «Хаггиес», если так, то этим самым «виртуальным студиям», всему телевидению и остальному тоже — ГРОШ ЦЕНА.
 
 
У нас в стране много безвестных талантов. Если бы им не было так сложно дебютировать, то мы бы заняли на Евровидении не второе, а ПЕРВОЕ место, с отрывом от датчан на 20-30 очков, а может, и больше. Помимо талантливых певцов и художников из небогатых прослоек общества, которых у нас в России даже сейчас немеряно, есть еще «маргиналы», которые уже решили проблему состыковки несовместимых, на первый взгляд, понятий — техники и искусства с их взаимным дополнением и обогащением, умеют из любого мусора, будь то старые телевизоры «Рекорд» или просто древесная труха, клей и обломки ржавого железа, сделать целый маленький мир. Этим маргиналам, ввиду отсутствия для них места в обществе, проблем с жизненным временем и невозможности купить даже простой осциллограф, скоро придется столкнуться со специфической проблемой: невозможность по техническим и жизненно-временным причинам реализовать бОльшую часть своих задумок приведет к цейтноту их времени в будущем. Даже если потом отдать им все их жизненное время на их творчество. Дарья Женихова, художница-певица, уже, по расчетам, близка к этому.
 
 
Как сказано, о таких людях (за исключением «цейтнотников»), иногда рассказывают во «Времечке», без особого, впрочем, успеха для них, ибо олигархи и «новые русские», и любые другие потенциальные меценаты «Времечко» не смотрят — они смотрят преимущественно «НТВ-плюс».
 
 
Но вернемся к первоначальной теме. Итак, та романтика, о которой я упоминал вначале, была уничтожена в начале 90-х годов. Синева неба над Шаболовкой заволоклась ядовитым смогом. Вся страна «глядится в духовную пропасть», а журналисты и телевидение, марионеточная «четвертая власть», выдают преимущественно информационный мусор и информационные яды, которые ускоряют процесс искажения сознания людей и деградационные процессы в обществе. На эстраде слабые попытки творческого поиска пробиваются через мощные пласты «трам-пам-памов» и даже «музыки сатаны» (как ни странно, и я это подчеркну особо, это не хард-рок и металл, или другой конкретный стиль или жанр музыки, это именно та попса (по преимуществу), какая заполонила сейчас все вокруг). По телеку нам в глаза врут, что родители Алсу только лишь пришли к продюсеру (даже это самое «прийти к продюсеру» очень проблематичная вещь), и тот ее сразу взял раскручивать. Нет, чтобы честно назвать ту сумму, которую Ралиф Сафин этому продюсеру заплатил.
 
 
Выше по тексту я вскользь упомянул Анну Герман. Если кто заметил, о ней сейчас ничего не слышно. А уровень творчества тех певцов, что остались на виду, по сравнению с 80-ми годами резко понизился. Примером является та же Алла Пугачева. Кто помнит песни Аллы Пугачевой, которые она пела с момента начала своей карьеры до 90-х, а также примерно с 1996 по 1997 год, могут сравнить их с остальными ее песнями. Единственное известное мне исключение — «Позови меня с собой», и то, не знаю точно авторов ее текста, не могу судить, почему он лучше, чем у других песен. Анна Герман же могла бы еще петь, так как она моложавее Пугачевой, еще поющей и собирающейся пока это делать, несмотря на возраст. Но о ней ничего не слышно. Из всего сказанного следует: те, кто не хотел (или не мог) подстроиться под коньюнктуру, изменить себе, те и выбыли из игры.
 
 
Что же касается телевидения, то можно заметить еще одну интересную тенденцию — резкое снижение профессионализма операторов студии, эфира и монтажа после 1991-1993 годов. До указанного момента времени качество монтажа телепередач было БЕЗУПРЕЧНЫМ. Какая-либо техническая накладка была целым событием. Уровень звука был стабилен, на стандартном уровне. Сейчас же на одном и том же телеканале громкость то чуть-чуть повысится, то чуть-чуть понизится. Фонограмму часто пускают рывком, со скачком скорости движения ленты, она «квакает» в начале воспроизведения. Микширование и эквалайзерная частотная обработка небрежная, высокие частоты обрезаются то в большей, то в меньшей степени. В видеорядах накладки. В заставках и титрах грамматические и синтаксические ошибки. Сам видеоряд тоже бывает с теми или иными огрехами. Операторы прямого эфира с места событий пять лет не могут добиться простейшей задачи — чтобы при отменном качестве изображения репортера он еще мог нормально слышать в наушнике голос телеведущего из студии. Ведущие метеопрогноза своей спиной заслонят карту, так и не разглядишь, какая там температура написана. Сам метеопрогноз таков, что траектория движения наблюдателя, двигаясь над объемной картой страны, не дойдя до Архангельска с Воркутой, зачем-то уходит вверх, а все цифры как в тумане... Если начальство телевидения в начале 90-х поувольняло нормальных монтажеров и наняло дилетантов, то это означает, что либо указанные специалисты сами уволились по собственному желанию (ввиду уже описанных выше причин), либо у начальства не в порядке с головой. Новая техника, внедренная вместо старой, компьютерная обработка и т.п. здесь не при чем — если есть возможность приобрести такую технику, то есть средства и на организацию нормального обучения работе с этой техникой (последнее не так уж сложно, как кажется).
 
 
И напоследок скажу еще по поводу известных и безвестных талантов. При том, что всем известна история об Есенине и Айсидоре Дункан; при том, что все видят, что большинство молодых исполнителей на эстраде — из обеспеченных семей; при этом и многом другом отношение отдельных людей и общества к таким людям просто отвратительное. Те, кто достигли известности, подвергаются атакам со стороны репортеров СМИ, публикующих сплетни об их личной жизни. Люди с удовольствием все это читают, забывая, что сами, являясь людьми, не без греха, а знаменитости тоже люди и ничто человеческое им также не чуждо, и ничего такого особенного в подробностях их личной жизни нет, какова бы она ни была.  Кстати, я просто уверен, что те, кто способствовал скандалам вокруг Леди Дианы и Билла Клинтона с Моникой Левински, да и вокруг наших Ковалева и Скуратова, сами не раз и не два проделывали такие же вещи. Дело в конце концов не в том, совершался ли формально какой-то моральный проступок, а в том, каков на самом деле духовный настрой и расклад жизненных ценностей человека и параметров его сознания. Можно говорить о наличии или отсутствии нарушений Скуратовым закона и их мотивациях, но не имеет смысла однозначно ассоциировать это с эпизодом в бане.
 
 
Кстати, с проституцией (обычной) бесполезно бороться чисто силовыми методами, не корректируя сознания людей и общества. Также как и с преступностью вообще. Весь вопрос в том, как корректировать это самое сознание. Это не получится без выработки совершенно новой, нового типа, идеологии и философии жизни. Для этого нужно создать нормальные условия людям искусства, культуры, гуманитарных наук и философии. Дать им специальные дополнительные права. Часть элитных квартир по определенным критериям бесплатно раздать тем художникам, у кого нет места для мастерской (студии), маргиналам, а также некоторым радиолюбителям. Кое-кому дать бесплатный доступ в интернет, чтобы могли публиковать свои статьи и обмениваться с другими коллегами информацией в режиме реального времени, сообща генерируя мысли и идеи (в том же интернете сейчас основная масса публики — заземленные, недалекие люди, достаточно зайти на любой чат, чтобы в этом убедиться). Право на неприкосновенность материальной, интеллектуальной, ТВОРЧЕСКОЙ и ДУХОВНОЙ собственности. Возможно даже, какие-нибудь спецдотации. И много чего еще. Тогда только процесс выработки этой самой идеологии (той самой пресловутой «новой национальной идеи») стронется с мертвой точки. Ибо эту самую «национальную идею» вырабатывают именно такие люди, а вовсе не «новые русские» с их недалекостью, необразованностью и эгоизмом.
 
 
Возвращаясь к основным темам данного текста, коснусь снова истории Есенина и Айсидоры Дункан и ее финала как конкретного случая последствий отношения общества к таким людям, которое, не придумав НИЧЕГО, чтобы таким людям помогать, мало того, еще и мешает им (как физически, подвергая гонениям и создавая многочисленные более мелкие невзгоды, так и информационно, например, публикуя БЕЗ ИХ СОГЛАСИЯ СПЛЕТНИ о них в бульварных журналах).
 
 
В настоящее время я пишу большую комплексную статью по поводу талантов и их взаимоотношений с обществом. Идея написания этой статьи во многом вызвана некоторыми реально имевшими однажды в моей жизни событиями. Кроме того, я уже устал смотреть на всеобщий абсурд, каким стала окружающая действительность, в частности, когда из-за него ОБЕССМЫСЛИВАЕТСЯ чья-то жизнь. К тому же похоже, что кроме меня поднять эту тему просто некому.
 
 
К сожалению, обстоятельства пока не позволяют мне завершить эту статью, и даже есть некоторые сомнения, что это вообще случится. Если так, то, как писал некто М.Ю. Пушкин-Толстой в своей публикации, таким людям лучше не мучаться зря и сразу отравиться...
 
 
Игорь Мироненко
 
http://www.chat.ru/~igor78
 
igor12321@mail.ru


Ответы и комментарии:


[Форум Rossia.org] [Начало] [Написать ответ]